Лето

Д/ф Разгром немецких войск под Москвой. 1942.

Впервые посмотрела документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой".
Он выпущен в январе 1942 года. Задание снять фильм о разгроме немцев под Москвой съёмочная группа получила почти сразу после Парада на Красной площади, который состоялся 7 ноября 1941 года. То есть, фильм был начат тогда, когда битва ещё и не начиналась, враг стоял под Москвой...
Потом он вышел в прокат, и про него про наши солдаты говорили, что получили еще одно оружие. А в Америке Голливуд присудил ему Оскара. Правда, Голливуд тогда в массе своей придерживался левых взглядов. Это вам не сейчас.

Я посмотрела еще современный фильм о том, как снимали ту документальную ленту военных лет...
Вообще послушаешь, фантастика...

Для начала сама идея парада на Красной площади. Историк Исаев говорит, что по эффекту этот парад можно сравнить с войсковой операцией. Парады ведь проводят по поводу побед, а тут враг у ворот.
Секретность подготовки парада была такая, что накануне в городе отключили телефонную коммуникацию, и вся координация осуществлялась по спецсвязи. Съёмочную группу, которая должна была снимать парад, забыли предупредить, что всё начнётся на 2 часа раньше намеченного. О переносе начала парада командирам стало известно ночью. Солдаты получили приказ в случае бомбёжки строй не покидать. Об этом с гордостью говорит участник парада.
Слушаю и думаю, что мы сейчас живём в другой реальности. Хотя материально живём лучше, но они как будто дышали свободнее. При всём "тоталитаризмеЪ"...

Значит, при том, что Москва была замаскирована, и Красная площадь художниками была нарисована совсем не там, где она есть, а красные звёзды Кремля и Мавзолей были зачехлены, на время парада звёзды расчехлили, с Мавзолея сняли маскировку.
И Боженька нам помог, случилась низкая облачность, валил снег, и вражеской авиации не было.

А после парада Сталин отдал приказ снять фильм о разгроме немцев под Москвой. Думаю, это магия высшего уровня, когда мысль идёт впереди действия и формирует нужную реальность.
В Москве как раз закрыли метро, минировали заводы, улицы баррикадировали мешками с землей, привезенной из окопов под Москвой — их рыли жители Москвы и Подмосковья из тех, кто не ушел в ополчение. В основном, женщины.

Оставить Москву при примеру Кутузова в этот раз было нельзя, Москва — крупнейший в стране ж/д узел. Если бы сортировочные станции оказались в руках врага, вся ж/д сеть страны оказалась бы парализована. А как тогда снабжать армию? В фильме не говорят, но огромным вдохновляющим фактом для войск было то, что Сталин в последний момент передумал покидать Москву.

А саму картину можно оценить, только если знаешь о цене победы. Картина вдохновляет на победу, она совсем не про тяжести и муки. Она про то, что врага можно бить, что самая сильная армия мира, покорившая всю Европу, бежит от наших мужиков. Фильм очень светлый и тёплый, со слезами радости и горя. А что это, как не признак настоящего искусства?

Может показаться, что лента как будто немножко наивная для современного зрителя, искушенного спецэффектами и достоверной игрой актеров. Но ведь там не профессиональные актеры снимались, это кадры живых людей с живыми эмоциями, которые не напоказ. Чего стоит маленький эпизод у разрушенного дома-музея Чайковского, где служитель смотрит на выброшенные вещи и ноты, осторожно поднимает отломанную от скульптуры голову Чайковского и бережно прижимает к себе, как ребёнка.
Или бабулька из освобожденного города, которая стоит, встречая колонны наших солдат, вдохновенно крестится и целует проходящих мимо. Крестится и жмёт им руки.
Или наши солдаты, снявшие шапки при виде убитых и брошенных немцами колхозников...

Это всё не постановочные кадры, операторы выезжали на места съёмок утром, возвращались с отснятым материалом вечером. Ходили с солдатами в атаку, в разведку. Ездили по двое, чтобы один точно привёз материал, если другого убьют. Каждый четвёртый военный корреспондент погиб, каждый был ранен. Это — Художники. После такого некоторых наших деятелей искусства стыдно и художниками называть... Чему они служат и что воплощают в своих "шедеврах"? Свою мечту о тёплом туалете и о баварском...

А те операторы снимали Дух и Свет.

В фильме "Разгром немецких войск под Москвой" наша армия — это не безликая сила и не сверхлюди со сверхвозможностями, это живые мужчины, которые еще вчера работали токарями, слесарями, учителями, музыкантами, инженерами, потом оставили свой дом, детей, жён, родителей и пошли выполнять другую плохо знакомую им работу. Кто заряжает гаубицу, кто едет по снегу в маскхалате с оружием наперевес, кто-то бежит в атаку. И всё это они делают на совесть, как и в своих профессиях в мирной жизни...
В самом начале есть эпизод, где в очереди стоят, видимо, ополченцы. Им выдают разномастную тёплую одежду, оружие, и они отходят с новым своим "инструментом", оглядывая его, примеряясь к нему и свыкаясь с ним.

А после — строй солдат стоит перед командиром, который вручает им боевые награды.

Отдельный разговор о следах пребывания фашистов... Разрушенные здания, повешенные люди, убитые женщины, дети, загаженная Ясная поляна, пустые рамы картин, разрушенный Новоиерусалимский храм в Истре, разрушенный дом, в который возвращаются его хозяева. Вещи свалены в кучу, сверху крупным планом — сломанная икона Богоматери.

А потом — дороги, по которым фашисты шли на Москву, и по которой бежали обратно, бросая технику и раненых. Бежали от наших солдат...

Потрясающее свидетельство ушедшей эпохи и живших в ней необыкновенных людей, чьими потомками, мы, оказывается, являемся...
Фильм «В шесть часов вечера после войны» тоже начали снимать когда война ещё шла. Если мне не изменяет память, в 1944 году.
Ага, я это узнала, когда маленькая была. Удивлялась. :) Во время войны все снятые фильмы (а их было много) имели одну цель: поднять дух. Это вам не щас, как говорится. А вражеская пропаганда навязывала мнение: "агитка".
Это не агитка, это Искусство. То, что усиливает дух, это Искусство. А у нас принято искусством считать размазывание соплей и изучение сортов дерьма. Патамушта кино не для всех. Так и хочется добавить: не для всех, а только для моральных уродов.